Главная \ Народные костюмы \ Башкирский национальный костюм

Башкирский национальный костюм

Национальный башкирский костюм состоит приблизительно из десяти частей.

1. Головной убор.3

Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.

Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только в восточном Зауралье.

В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы; они сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, мелких, затем крупных монет, нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки покрывалась нитками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим - у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау сугы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега.

0.jpg Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые «колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая небольшим платком. Существовало несколько разновидностей колпачков.

Распространенные в башкирских аулах в ХIХ - начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки.

Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке - небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ; коегде нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На югевостоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.

Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс).

Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма. Наиболее распространенным являлся покрой из четырех округленных по бокам, сведенных на конус клинышков. На тулье мех обращался ворсом внутрь. Сверху шапки покрывались бархатом, сукном или иной плотной тканью. С внешней стороны имелась выпушка или околыш. Нередко шапки из овчины обшивали по краю полосой дорогого меха. Иногда на тулью нашивали позумент.

2. Рубаха и платье.

В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет - это белые полотняные рубахи и платья. Их украшением служил вытканный геометрический или вышитый растительный узор. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы или нашивали дветри узкие цветные ленты. У южных башкирок такие полоски служили зачастую единственным украшением платья. У северовосточных (приуральских), у челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация.

Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

3. Нагрудники мужские и женские.   478a21bd8f57

Самое яркое украшение  костюма нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они распологались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бохраму. Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней. Выполняли роль оберега, то есть оберегали людей от злых духов и неприятностей.

4. Передники мужские и женские, иногда совмещенные с нагрудником.

5. Верхняя одежда типа кафтана с длинными рукавами.

6. Плащи (аркалык, архалук от слова «спина»), накинутые на плечи, короткие до талии или длинные, застегнутые пряжкой в виде кольца с заколкой на груди или на правом плече.

7. Пояса мужские и женские, необходимые для закрепления распашной одежды без застежки.

8. Штаны, довольно узкие, расшитые узорами.

9. Кожаные и войлочные чулки, или мягкие сапоги с голенищами разной высоты, украшенные аппликацией, бисером, металлом.

10. Много украшений, непосредственно на теле в виде шейных, ушных подвесок, ручных браслетов и колец, а также пришитых к одежде, обуви и головным уборам в виде розеток и пластинок

Орнамент.

Башкиры на протяжении столетий создавали чрезвычайно богатую и многогранно уникальную культуру, которая воплотилось в изделиях вышивки, ткачества, художественно-декоративной обработки металла и дерева, в оформлении национального костюма и украшений жилища.

Одним из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства башкирского народа является народный орнамент.pressa_167

В переводе с латинского языка «орнамент» - это «украшение, узор». С давних времен башкиры многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коней, хозяйственную утварь, обувь, одежду, жилище. Рисунки орнаментов при этом создавались, хранились и передавались в семье из поколения в поколение.

Башкирский орнамент почти всегда симметричен, его композиция весьма образно и емко рассказывает о восприятии мира людьми. Мир, по восприятию башкир, представляет собой противостояние: день-ночь, жизнь-смерть и т.д. В искусстве это показано через симметрию противостоящих фигур, разделённых третьим элементом, в роли которого могла выступать или женская фигура, или изображение дерева, или символический ромб. Такие замены не были случайными, так как и женская фигура (богиня всего сущего), и ромб (земля-пашня), и дерево (древо жизни) - это символы плодородия, так называемого жизнедающего начала.

В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, обычно преобладают красный, желтый, черный, зеленый цвета. Фон изделий чаще всего красный или черный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, зарей, светилом, а также всем красивым, что есть в природе.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны у башкир с религиозным мировоззрением. Орнамент должен был защитить человека от воздействия злых духов. Одежда сама по себе считалась надежной защитой человека от внешних вредоносных воздействий, но злые духи могли проникнуть через отверстия, потому они нуждались в дополнительной защитной силе. По этим причинам башкиры украшали орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, застежки, вырезы, края рукавов и подола. Края, обрамленные красивым узором, считались недоступными для различных негативных воздействий.

 

 

КЗ 12494 x_b74270fc   11
DSC01030  DSC01032  DSC01031